Одними из важнейших деталей всех подшипников являются тела качения — металлические шарики или ролики. Причем ролики бывают цилиндрическими, коническими и игольчатыми. Также существует несколько вариантов сферических роликов.
Соответственно, шарики используются в шариковых подшипниках, цилиндрические ролики в роликовых цилиндрических, конические — в конических, игольчатые — в игольчатых, сферические — в сферических роликовых подшипниках.
Системы стандартов изготовления тел качения
Тела качения подшипников выпускаются метрической или дюймовой размерности.
Наиболее распространенной системой стандартов для тел качения в импортных подшипниках является ISO (Международная организация по стандартизации).
Тела качения в отечественных подшипниках выпускаются согласно государственным стандартам (ГОСТам).
Шарики
Шариковые подшипники, использующие в качестве тел качения шарики — наиболее распространенный тип подшипников. Наиболее простые и распространенные однорядные радиальные шарикоподшипники предназначены для выдерживания радиальной нагрузки, при этом они способны воспринять минимальную осевую нагрузку.
Шарики для шариковых подшипников в России изготавливаются согласно ГОСТ 3722-81 «Подшипники качения. Шарики. Технические условия»
Ролики цилиндрические
Ролики цилиндрические используются в роликовых цилиндрических подшипниках, характерной чертой которых является способность выдерживать большие радиальные нагрузки при отсутствии осевых.
Цилиндрические ролики в отечественных подшипниках выпускаются согласно государственным стандартам:
- ГОСТ 22696-77 «Подшипники качения. Ролики цилиндрические короткие. Технические требования»
- ГОСТ 25255-82 «Подшипники качения. Ролики цилиндрические длинные. Технические условия»
Ролики конические
Ролики конические используются в конических подшипниках, наиболее распространенными из которых являются конические радиально-упорные подшипники, способные выдерживать комбинированные нагрузки (совместное действие радиальных и осевых сил).
Ролики игольчатые
Игольчатые ролики представляют собой длинные тонкие цилиндрики. Они применяются в игольчатых подшипниках, уступающих по распространенности только шариковым подшипникам. Игольчатые подшипники подобно цилиндрическим подшипникам хорошо выдерживают радиальные нагрузки при отсутствии осевых. При этом они имеют меньшую себестоимость. Подшипники данного типа часто используются в комбинации с другим типом подшипников (либо с радиальным шариковым, либо с радиально-упорным шариковым, либо с упорным цилиндрическим).
Игольчатые подшипники выпускаются в соответствии с ГОСТ 6870-81 «Подшипники качения. Ролики игольчатые. Технические условия»
Ролики сферические
Существует несколько вариантов сферических роликов. В том числе: сферические симметричные, представляющие собой выпуклые цилиндры и сферические ассиметричные, представляющие собой выпуклые конусы. И те, и другие используются в сферических роликовых подшипниках. У подшипников данного типа внутренняя поверхность наружного кольца выполнена по сфере, что придает им способность самоустанавливаться. Это позволяет им работать при значительном перекосе внутреннего кольца относительно наружного. Двойной ряд тел качения обеспечивает повышенную грузоподъемность и компенсирует отрицательные конструктивные особенности. Подшипники данного типа хорошо восприимчивы к большим радиальным и осевым нагрузкам, а также ударным нагрузкам и вибрациям.