Москва и Татарстан готовятся к беспилотным автомобилям

Audi Aicon, концепт беспилотного автомобиля будущего.

Audi Aicon, концепт беспилотного автомобиля будущего.

О беспилотных авто

Мечты об автомобилях, управляемых роботами, давно будоражат умы людей. В ряде популярных фантастических фильмов таковые присутствуют. Первые реальные экспериментальные беспилотные автомобили NavLab появились в США в 1980-х.
Сейчас исследования по их созданию ведутся во многих странах, в т.ч.: США, Великобритании, Германии, Китае и России.
В России в частности разработки по созданию и тестированию ведут ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» и ПАО «КамАЗ».

Преимущества

    Использование беспилотных авто должно дать ряд преимуществ, в т.ч.:

  • снижение количества ДТП (т.к. многие ДТП сейчас происходят по вине водителя),
  • снижение стоимости транспортировки,
  • возможность перевозки пассажиров без водительских прав,
  • экономия времени,
  • возможность проезда по опасным местам без риска для человека.

Эксперимент в Москве и Татарстане

В настоящее время исследования по использованию беспилотных авто выходят на новую фазу. Премьер Д.Медведев подписал постановление Правительства РФ, согласно которому с 1 декабря 2018 года начался эксперимент по тестированию высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане.
Фактически речь идет о беспилотных авто, в которых будет находиться водитель для подстраховки и в случае опасной ситуации сможет перехватить управление.

Пока проходит отбор и сертификация участников эксперимента. На дорогах Москвы и Татарстана такие автомобили должны появиться весной 2019 года. Эксперимент продлится до 1 марта 2022года. Автомобили будут иметь спецзнак А, что означает автономное вождение.

На основе данных, полученных в результате эксперимента, предполагается сформировать требования для высокоавтоматизированных транспортных средств.

Угрозы

Кроме описанных ранее плюсов от использования беспилотников есть и не менее значимые угрозы.

  1. Угрозы сбоя и ошибок в программном обеспечении, которые могут привести к ДТП (в частности, на данный момент уже есть несколько погибших в результате ошибок в ПО беспилотников).
  2. Риск хищения данных о авто и его владельце.
  3. Риск использования беспилотного авто террористами.
    Так террористы могут использовать заминированные авто для терактов.
    Если же им удастся получить доступ к программному управлению авто через сеть,
    возможна организация огромного транспортного коллапса с массовыми жертвами.

Выводы

Будем надеяться, что здравый смысл возобладает, и внедрение новых технологий, в том числе и беспилотных автомобилей, не будет поспешным и излишним и не приведет к негативным последствиям.

Примечание
НАМИ — Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Центра́льный нау́чно-иссле́довательский автомоби́льный и автомото́рный институ́т „НАМИ“» (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ») — ведущая научная организация Российской Федерации в области развития автомобилестроения.

Использованные материалы